Это интересно!

Хочу представить вашему вниманию удивительную книгу Варвары Витальевны Пономаревой и Любови Борисовны Хорошиловой «Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба. XVIII- начало XX века». Эта книга, выдержав три издания, вышла в  2009 году в «Русском слове».

Ponomareva_V.V._Horoshilova_L.B.__Mir_russkoj_zhenschiny_vospitanie_obrazovanie_

Это невероятно увлекательное чтение, способствующее понимаю русской литературы и культуры. Серьёзное понимание русской классики невозможно без базовых знаний об особенностях воспитания молодёжи прошлых эпох, без представлений о семейных и нравственных ценностях русской нации. Книга посвящена истории женского образования и воспитания в России. Авторы ставят перед собой благородную задачу — рассмотреть женскую судьбу на протяжении полутора веков, объединив три темы: семья, образование, воспитание. Ценность этой книги заключается в том, что она написана на  основании широкого круга источников (воспоминаний, дневников, переписки). Особая роль отводится художественной литературе, используемой в качестве исторического источника.

Не могу удержаться от того, чтобы не поделиться с вами заинтересовавшими меня моментами:

5 мая 1764 году был подписан императорский указ об основании Института благородных девиц. Обратим внимание на дату: не прошло и года, как Екатерина в результате дворцового переворота взошла на российский трон. Ни сложность ее положения, ни множество внутри- и внешнеполитических задач, которыми следовало заниматься в первую голову, не заставили ее отложить «на потом», казалось бы, нечто малозначительное — «всего лишь» какое-то учебное заведение, да еще для девиц! Перечень важнейших государственных дел, которые решала Екатерина Великая в продолжении своей жизни, впечатляющ. Калейдоскоп событий той эпохи — завоевание Крыма, утверждение России на Чёрном море, решение «турецкого вопроса», подавление смут и мятежей, ликвидация казачьей вольницы, сложнейшие административные преобразования… Среди значительных событий, ярких фигур, которыми столь богато екатерининское правление, увидим несколько десятков девочек в кофейных платьицах, которые впервые садятся за парты в петербургском Смольном дворце. Это, как мы понимаем сейчас, было признаком глубоких и серьезных — поистине тектонических перемен в российском обществе. Среди событий тех лет, потрясших российское общество, вызвавших перемены на карте мира и в человеческом сознании, это было одним из важнейших, а для дальнейшей перспективы развития русской культуры — пожалуй, важнейшим. Училище для девиц задумывалось в европейском русле.  Просвещенческий идеал веры в Разум обращался к сознанию ребенка. Вся система нового воспитания требовала очень рано рассудительности и самоконтроля; она была основана на глубоком знании человеческой природы. Строгая дисциплина, неукоснительные требования исполнения предписанного подавляли низменные стороны человеческой натуры: именно в среде монашества, имевшего долгий опыт укрощения самих себя, закладывались основы новой системы воспитания. <…>.

Учреждение, основанное в 1764 году, Институт благородных девиц в целом сохранял свой распорядок, традиции, общий подход к образованию и воспитанию, на протяжении всей своей полуторавековой истории. За это время менялись лишь некоторые отдельные кирпичики здания; само же оно оставалось незыблемым. Главные принципы, положенные в его основу с самого начала существования, были таковы: гуманитарное образование широкого профиля, выработка в воспитанницах привычки к умственной работе и требовательности к самим себе. И непременно — строжайшая дисциплина, неукоснительность повседневного расписания, закрытость институтской жизни (в этом отношении уступки были сделаны лишь накануне Октябрьского переворота).

КТО УЧИЛСЯ В ИНСТИТУТАХ

Прием в Институт обыкновенно проводился в начале августа. Сначала извещали о правилах приема и числе вакансий, принимали прошения от родителей. При этом прежде всего учитывался социальный аспект: бедность давала «первейшее право на призрение при приеме, особенно бездостаточных сирот, отца и матери лишенных».  Преимуществом пользовались те, имение которых ограничивалось сотней душ крепостных. <…>  До сих пор существует превратное представление о том, что в Институтах учились обеспеченные избалованные дворянки. Изучение же социального состава воспитанниц опровергает этот шаблон. <…> Для сирот обучение в Институте было порой единственным шансом в жизни получить прекрасное воспитание и образование. Прежде, оставшись сиротой, девочка могла рассчитывать лишь на великодушие своих родственников (вспомним Соню в семействе Ростовых у Льва Толстого). Поступление же в Институт открывало новый, нетрадиционный путь для бедной сироты, обретавшей здесь профессию, которая могла обеспечить ей пропитание, а кроме того, возможность познакомиться с иным кругом людей, получить новые возможности устроить свою жизнь. Касалось это, впрочем, отнюдь не только сирот: так, воспитанница Смольного Глафира Ржевская была девятнадцатым ребенком в семье. Она родилась уже после смерти своего отца, и мать даже не пожелала взглянуть на младенца. Бедная, нелюбимая и нежданная в семье девочка — как много дал ей Институт!

Первоначальный прием в Институт состоял из 50 девочек пяти- и шестилетнего возраста, который повторялся каждые три года. Полный курс продолжался 12 лет. Плата за обучение не была высокой. Дороже всего обходилось обучение в Смольном, почти в два раза ниже стоило обучение девочек в губернских институтах. Пребывание некоторых пансионерок оплачивал император, великие князья и княжны, многочисленные благотворители и т.п. Некоторые лица оплачивали предывание определенных кандидатур, например «дочери погибшего при Бородинском сражении воина», «сироту дворянина Оренбургской губернии», как пожертвование.

Семья и институт поменялись  местами. На долгие годы домом для девочки становится Институт. «Родственники и семья вообще, как скоро запирались двери Института за поступавшей в него девочкой, переставали влиять на нее… Институт, со всем его миросозерцанием вставал перед ней, как единственный авторитет и неумолимо подтачивал авторитет семьи. Институтское начальство, к которому в частностях можно относиться и враждебно, и недоверчиво, тем не менее, в обществе казались институтке гораздо выше по уму, образованию и развитию ее родственников…» Таким образом, замысел Екатерины II о воспитании «новой породы людей», в изоляции от старого семейного уклада, в определенной степени реализовывался.

Продолжение следует…

Leave a Comment

Filed under Внеклассная работа, Вопросы воспитания, Из истории..., Педагогика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *